… В Печерском монастыре в Нижнем Новгороде появилась одна из древнейших
летописей, названная по имени монаха, завершившего ее, Лаврентьевской.
Она писалась им в нижегородском Печерском монастыре для великого князя
Нижегородского и Суздальского Димитрия Константиновича, но представляла
собой свод различных летописных свидетельств (начиная с «Повести
временных лет») о событиях на всей Руси с XII по XIV века.
Всплеск исключительной творческой силы в XVII столетии отмечен именем Аввакума,
расколоучителя и страстотерпца. Сочинения Аввакума были хорошо
известны, в особенности «Житие», написанное о самом себе, - первый
образец автобиографического жанра в России. XIX столетие - новый взрыв и
целая волна нижегородских писателей (нижегородских или по рождению, или
по творчеству), среди них на этот раз - выдающиеся дарования.
Прежде
всего следует вспомнить Владимира Ивановича Даля
(1801 - 1872). Создатель знаменитого «Словаря живого великорусского
языка» в начале 30-х годов невольно оказался связан с Нижним Новгородом -
через Пушкина, его близкого знакомого. Даль оказал неоценимую
услугу нижегородской литературе, помог сделать первый трудный шаг к
творческой удаче Павлу Ивановичу Мельникову (1818 - 1883) и даже, по преданию, подсказать прославивший того псевдоним — Андрей Печерский.
Блестящим персонажем в нижегородском литературном гнезде был и остается Петр Дмитриевич Боборыкин
(1836 - 1921). Одаренный способностью работать быстро и легко, он
опубликовал едва ли не более тридцати романов и повестей. В январе 1885
года в Нижнем Новгороде появился еще один будущий великий русский
писатель, каким он станет именно здесь, журналист и правозащитник (с
него началась гласность в Поволжье и в России)— Владимир Галактионович Короленко (1853 —1921).
В какой то мере учеником Короленко был Максим Горький
(1868 -1936) - псевдоним А.М. Пешкова, нижегородца по рождению и
человека необычной судьбы. Надо сказать, что в 90-х годах Нижний
Новгород, в значительной мере благодаря Горькому, был оживленным центром
культурной жизни России. И еще, как ни парадоксально, потому, что был
местом… ссылки, или пристанищем после ссыльных испытаний, или местом,
куда устремлялись гонимые. Как бы то ни было, Нижний Новгород, как
мощный культурный магнит, притягивал к себе талантливых людей. Таков был
Е.Н. Чириков,
исключенный из Казанского университета в 1887 году за участие в
студенческих волнениях и высланный в Нижний.
В это же время и в начале
1900-х годов в нашем городе часто бывал и работал Скиталец
(псевдоним С.Г. Петрова), близкий друг Горького. Это был человек
разнообразных дарований: поэт, прозаик, гусляр певец. С Горьким был
связано творчество рано погибшего критика, поэта и прозаика А.В. Яровицкого,
активное участие принимавшего в революционном движении. Подававший
надежды как талантливый историк, обративший на себя внимание В.О. Ключевского,
он был в 1899 году арестован за политические требования, выдвинутые им
на первом Всероссийском съезде студенческих организаций в Москве, и
выслан в Нижний Новгород. Очень характерной фигурой среди нижегородских
писателей был С.Я. Елпатьевский. В 1887 году административно-ссыльный Елпатьевский был освобожден и вернулся в Нижний Новгород.
Исключительная красота Нижнего Новгорода, его исторические реликвии, его
храмы, знаменитая Нижегородская ярмарка делали его местом паломничества
писателей. Сюда приезжали отдохнуть, набраться впечатлений и просто
поработать. Один только Пушкин во время своих Болдинских осенних трудов
(1830, 1833 и 1834 годы) создал целую библиотеку книг, которой могла бы
позавидовать любая первоклассная литература, так что его по праву можно
назвать писателем нижегородцем.
В Нижнем Новгороде побывали едва ли не все известные русские писатели, за немногим исключением. Из корифеев XX века назовем Алексея Толстого. Был в Нижнем и Велемир Хлебников, потрясенный красотой и своеобразием города на Волге. Его пригласил художник Федор Богородский,
заслуженный деятель искусств РСФСР; художник и поэт - так затем возник
«Союз пера, резца и кисти», творческий синтез, свойственный, присущий в
будущем нижегородской культуре.
Источник
Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой.
За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написаны: стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати).
В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём в этот раз он написал почти столь же много произведений: «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мёртвой царевне…», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке».
За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написаны: стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати).
В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём в этот раз он написал почти столь же много произведений: «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мёртвой царевне…», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке».
Цикл "Болдинская осень" "Бесы"… Тема: Литература Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 15:35 |
Цикл "Болдинская осень" "Элегия… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 15:51 | |||
Цикл "Болдинская осень" "Прощание"… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 15:59 |
Цикл "Болдинская осень" "Я здесь, Инезилья"… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 16:09 | |||
Цикл "Болдинская осень" "Пред испанкой благородной"… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 16:19 |
Цикл "Болдинская осень" "Домик в Коломне"… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 16:34 | |||
Цикл "Болдинская осень" "Румяный критик мой..."… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 16:41 |
Цикл "Болдинская осень" "Рифма"… Автор плэйкаста:EPeshkova Создан: сегодня, 16:46 |
Песня о буревестнике
Вряд ли в нашей литературе можно найти произведение, которое выдержало бы столько изданий, как «Буревестник» Горького. Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке, его переписывали от руки, его читали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж «Буревестника» в те годы равнялся нескольким миллионам.
Песня написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года. Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо "Ждите! Скоро грянет буря!" поставил "Пусть сильнее грянет буря!". В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга - поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену воли крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..Телами нашими устлали мы дорогу И кровью наших жил спаяли вам мосты. Мы долго, молча шли, взывая только к богу, И нам вослед легли могилы и кресты. Порабощенные, мы с петлею на шее, В цепях, во тьме - брели без песен боевых... Погибло много нас, зато теперь - светлее, И вот идете вы, рать новых, молодых. Так много вас теперь, что дрогнуло все злое... Идет гроза небес, близка борьба громов. И ваша песнь звучит, как пред началом боя В горящем городе набат колоколов. Идите же смелей и пойте песнь свободы. Ведь только для нее, страдая, гибли мы. Лишь этих песен мы в былые дни невзгоды Так страстно жаждали под сводами тюрьмы! |
Скиталец (Петров) Степан Гаврилович |
Воля всем! Все за свободой - туда. Люди с крылом лебединым Знамя проносят труда. Жгучи свободы глаза, Пламя в сравнении - холод, Пусть на земле образа! Новых напишет их голод... Двинемся вместе к огненным песням, Все за свободу - вперед! Если погибнем - воскреснем! Каждый потом оживет. Двинемся в путь очарованный, Гулким внимая шагам. Если же боги закованы, Волю дадим и богам… |
Велимир Хлебников |
Комментариев нет:
Отправить комментарий