Нижегородская земля




… В Печерском монастыре в Нижнем Новгороде появилась одна из древнейших летописей, названная по имени монаха, завершившего ее, Лаврентьевской. Она писалась им в нижегородском Печерском монастыре для великого князя Нижегородского и Суздальского Димитрия Константиновича, но представляла собой свод различных летописных свидетельств (начиная с «Повести временных лет») о событиях на всей Руси с XII по XIV века.  

Всплеск исключительной творческой силы в XVII столетии отмечен именем Аввакума, расколоучителя и страстотерпца. Сочинения Аввакума были хорошо известны, в особенности «Житие», написанное о самом себе, - первый образец автобиографического жанра в России. XIX столетие - новый взрыв и целая волна нижегородских писателей (нижегородских или по рождению, или по творчеству), среди них на этот раз - выдающиеся дарования. 

Прежде всего следует вспомнить Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872). Создатель знаменитого «Словаря живого великорусского языка» в начале 30-х годов невольно оказался связан с Нижним Новгородом - через Пушкина, его близкого знакомого. Даль оказал неоценимую услугу нижегородской литературе, помог сделать первый трудный шаг к творческой удаче Павлу Ивановичу Мельникову (1818 - 1883) и даже, по преданию, подсказать прославивший того псевдоним — Андрей Печерский.

Блестящим персонажем в нижегородском литературном гнезде был и остается Петр Дмитриевич Боборыкин (1836 - 1921). Одаренный способностью работать быстро и легко, он опубликовал едва ли не более тридцати романов и повестей. В январе 1885 года в Нижнем Новгороде появился еще один будущий великий русский писатель, каким он станет именно здесь, журналист и правозащитник (с него началась гласность в Поволжье и в России)— Владимир Галактионович Короленко (1853 —1921). 

В какой то мере учеником Короленко был Максим Горький (1868 -1936) - псевдоним А.М. Пешкова, нижегородца по рождению и человека необычной судьбы. Надо сказать, что в 90-х годах Нижний Новгород, в значительной мере благодаря Горькому, был оживленным центром культурной жизни России. И еще, как ни парадоксально, потому, что был местом… ссылки, или пристанищем после ссыльных испытаний, или местом, куда устремлялись гонимые. Как бы то ни было, Нижний Новгород, как мощный культурный магнит, притягивал к себе талантливых людей. Таков был Е.Н. Чириков, исключенный из Казанского университета в 1887 году за участие в студенческих волнениях и высланный в Нижний. 

В это же время и в начале 1900-х годов в нашем городе часто бывал и работал Скиталец (псевдоним С.Г. Петрова), близкий друг Горького. Это был человек разнообразных дарований: поэт, прозаик, гусляр певец. С Горьким был связано творчество рано погибшего критика, поэта и прозаика А.В. Яровицкого, активное участие принимавшего в революционном движении. Подававший надежды как талантливый историк, обративший на себя внимание В.О. Ключевского, он был в 1899 году арестован за политические требования, выдвинутые им на первом Всероссийском съезде студенческих организаций в Москве, и выслан в Нижний Новгород. Очень характерной фигурой среди нижегородских писателей был С.Я. Елпатьевский. В 1887 году административно-ссыльный Елпатьевский был освобожден и вернулся в Нижний Новгород. 

Исключительная красота Нижнего Новгорода, его исторические реликвии, его храмы, знаменитая Нижегородская ярмарка делали его местом паломничества писателей. Сюда приезжали отдохнуть, набраться впечатлений и просто поработать. Один только Пушкин во время своих Болдинских осенних трудов (1830, 1833 и 1834 годы) создал целую библиотеку книг, которой могла бы позавидовать любая первоклассная литература, так что его по праву можно назвать писателем нижегородцем. 

В Нижнем Новгороде побывали едва ли не все известные русские писатели, за немногим исключением. Из корифеев XX века назовем Алексея Толстого. Был в Нижнем и Велемир Хлебников, потрясенный красотой и своеобразием города на Волге. Его пригласил художник Федор Богородский, заслуженный деятель искусств РСФСР; художник и поэт - так затем возник «Союз пера, резца и кисти», творческий синтез, свойственный, присущий в будущем нижегородской культуре.
Источник






Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. 

За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написаны: стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати). 

В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём в этот раз он написал почти столь же много произведений: «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мёртвой царевне…», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке». 



Цикл "Болдинская осень" "Бесы"…

Тема: Литература
Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 15:35
Цикл "Болдинская осень" "Элегия…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 15:51
Цикл "Болдинская осень" "Прощание"…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 15:59
Цикл "Болдинская осень" "Я здесь, Инезилья"…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 16:09
Цикл "Болдинская осень" "Пред испанкой благородной"…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 16:19
Цикл "Болдинская осень" "Домик в Коломне"…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 16:34
Цикл "Болдинская осень" "Румяный критик мой..."…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 16:41
Цикл "Болдинская осень" "Рифма"…

Автор плэйкаста:EPeshkova
Создан: сегодня, 16:46




 Песня о буревестнике 

Вряд ли в нашей литературе можно найти произведение, которое выдержало бы столько изданий, как «Буревестник» Горького. Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке, его переписывали от руки, его читали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж «Буревестника» в те годы равнялся нескольким миллионам.

 Песня написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года. Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо "Ждите! Скоро грянет буря!" поставил "Пусть сильнее грянет буря!". В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга - поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода.




Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. 

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену воли крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..





Телами нашими устлали мы дорогу
И кровью наших жил спаяли вам мосты.
Мы долго, молча шли, взывая только к богу,
И нам вослед легли могилы и кресты.

Порабощенные, мы с петлею на шее,
В цепях, во тьме - брели без песен боевых...
Погибло много нас, зато теперь - светлее,
И вот идете вы, рать новых, молодых.

Так много вас теперь, что дрогнуло все злое...
Идет гроза небес, близка борьба громов.
И ваша песнь звучит, как пред началом боя
В горящем городе набат колоколов.

Идите же смелей и пойте песнь свободы.
Ведь только для нее, страдая, гибли мы.
Лишь этих песен мы в былые дни невзгоды
Так страстно жаждали под сводами тюрьмы!
Скиталец (Петров) Степан Гаврилович




Воля всем!

Все за свободой - туда.
Люди с крылом лебединым
Знамя проносят труда.
Жгучи свободы глаза,
Пламя в сравнении - холод,
Пусть на земле образа!
Новых напишет их голод...

Двинемся вместе к огненным песням,
Все за свободу - вперед!
Если погибнем - воскреснем!
Каждый потом оживет.
Двинемся в путь очарованный,
Гулким внимая шагам.
Если же боги закованы,
Волю дадим и богам…
Велимир Хлебников


Комментариев нет:

Отправить комментарий