А вы об этом знали?



Что лучше: завязать узелок на память или зарубить на носу?

Есть основания полагать, что еще задолго до Кирилла и Мефодия (которых называют основоположниками славянской письменности), славяне изобрели свою оригинальную систему письма - так называемую "узелковую письменность". 

Память о древнем узелковом письме осталась в нашем языке, в фольклоре, в памятниках культуры. 


Сказка о лягушке-царевне уводит нас в давние времена, где баба Яга  дает Ивану-царевичу волшебный клубок - своеобразный древний путеводитель. Возможно ли, что разматывая клубок, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного ему места?  

Каждому узлу соответствовало свое слово. С помощью специальных узелков сообщали дополнительные сведения о нем, например его число, часть речи и пр. Разумеется, это лишь предположение. Верить или нет не знаю, решайте сами, но:

Мы до сих пор - завязываем «узелки на память», говорим: "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путано", "путаный смысл", - а также:  "нить повествования", "узел проблем", "хитросплетение сюжета", "завязка" и "развязка" - о начале и конце художественного произведения, "неувязка" - о бессмыслице в тексте, и пр.  Сохранилась и пословица, напоминающая нам о возможном существовании в древности узелкового письма: «Что знала, то сказала, на нитку  нанизала»


Смысл этих слов довольно ясен  -  «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.

Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».



Таинственное слово - руны

Именно рунами написана таинственная (или даже мифическая) Книга Велеса - пример докириллического образца письменности славян. 
Считается, что ее во время отступления от Москвы в 1919 году нашел полковник Добровольческой армии Али (Фёдор Артурович) Изенбек.  Деревянные дощечки, испещрённые непонятными письменами, в беспорядке валялись на полу библиотеки в разграбленном и покинутом княжеском имении
Все дощечки были приблизительно одного размера — 38 × 22 см, толщиной в полсантиметра и имели отверстие для крепления ремнём. Текст был нацарапан шилом или выжжен, а затем покрыт лаком или маслом.



Среди березок средней полосы

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. 
Берёста рассматривалась как непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (берёсте доверялись лишь их черновики).

Кора деревьев, вероятнее всего, использовалась многие тысячелетия у разных народов в качестве писчего материала, на котором первоначально оставлялись какие-то важные для людей знаки. Берестяные грамоты были найдены на территории Индии, Тибета, Америки, Великобритании. На изображении - берестяная грамота из Кашмира.





Листая пергаментые страницы

До изобретения бумаги книги писали на пергаменте - специально выделанной недубленной коже животных. Считается, что родиной пергамента является город Пергам в Малой Азии. 
Популярности пергамента способство-вало то, что на нём  есть возможность смыть (соскоблить) текст, писанный растворимыми в воде чернилами и нанести новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обоих сторон листа.


Изборник» Святослава является третьей по возрасту древнерусской книгой. Почетное третье место говорит о том, что к моменту появления книги (в 1073–1076 годах) дело книгоиздания на Руси стало шириться с размахом. 

«Изборник» был составлен для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьякон по имени Иоанн. 




Повесть временных лет (также называе-мая "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись") - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века
Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. 
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом.. Датированная часть истории Древнерусского  государст-ва начинается с лета 6360 (852 год) императора Михаила.






В поисках утраченного
Либерея Ивана Грозного - легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был царь Иван IV Грозный. Считается, что она была утрачена или спрятана Грозным. 

Поиски библиотеки с перерывами безрезультатно велись несколько столетий. Неоднократно высказывались сомнения в самом факте существования царского книгохранилища. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что оно давно погибло в результате пожаров или во времена СмутыЛиберея является темой и источником многочисленных слухов и спекуляций. На сегодняшний день выдвинуто более 60 гипотез о её местонахождении, но любые сведения о ней нуждаются в тщательной научной проверке.



История красной строки

Еще до изобретения книгопечатания знаменитым Гутенбергом (середина 15 века), уже существовал способ обозначить в тексте то место где заканчивается одна мысль автора и начинается другая. Способ этот не имел ничего общего с тем, как сейчас выделяют абзацы в книгах. Никакого отступа в начале строки не существовало, также как не существовало и переноса на новую строку в принципе, а текст шел сплошной стеной. 
Кстати, во времена рукописных книг текст было принято писать черными чернилами, а вот заглавные буквы, которые стояли в начале книги, или какого-то блока книги - красными чернилами. 

Сами заглавные буквы были большими и только после них начинался мелкий черный шрифт. Красная первая буква — "красная строка". 

Правда, заглавные буквы не всегда были красными, но почти всегда были красивыми, узорными, интересными. От слова красивый и пошло красный. 
Помните в сказках говорили «красна девица»? Это не от того что лица у девушек были красными, а из-за того что девушки были красивыми. Поэтому и получается, красивая буква — «красная строка». На фотографии - одна из страниц первой печатной книги, изданной в типографии Ивана Федорова в 1563-1564 годах. 





Что значит - "прописать ижицу"?

Для того чтобы стало ясно, как родилось это устойчивое сочетание слов, надо знать, во-первых, что такое ижица, и, во-вторых, каково здесь значение глагола прописать. 

Ижица – название последней буквы старого кириллического алфавита, которая по форме напоминает развилку. Что касается глагола прописать, то в данном контексте он употребляется в значении «очень хорошо написать, написать образцово, так, как пишут для прописи».

Сейчас же это шутливое выражение представляет собой выразительный фразеологический эквивалент словам высечь, наказать. По своему происхождению оно тесно связано с нашей старой азбукой и письмом и существовавшей ранее на Руси методой обучения грамоте отстающих. 

Если учитывать, что очень часто прописные буквы ранее писали не чернилами, а красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии выражения прописать ижицу. Ведь при «хорошей», старательной порке (когда удары ложатся под углом друг к другу) на теле действительно возникает что-то вроде прописной ижицы.



Что важнее знать - алфавит или азбуку?

Почему ни в одном языке нет понятия «алфавитная истина», и только в русском языке есть понятие «азбучная истина»? А потому, что азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. 

Среди названий 29 букв старославянской азбуки, по крайней мере, семь слов – глаголы. Из них четыре в повелительном наклонении: два – в единственном числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один – в 3-м лице единственного числа (есть) и один – в прошедшем времени – «веди». Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи.

В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований. Впрочем, смотрите и слушайте сами...










Комментариев нет:

Отправить комментарий